ФИНАНСИСТ

новости и обзоры финансовых рынков и экономики

Прачечная Полсона: будет ли она эффективной, - Павел Пикулев, ИБ “Траст”

29 сентября, 2008

"Вчера поздно ночью стало известно, что администрация белого дома и Конгресс США достигли предварительной договоренности относительно плана по поддержке финансовой системы ценой US$700 млрд. Сегодня эта новость окажет некоторую поддержку мировым фондовым и долговым рынкам, однако немедленное ралли прогнозировать пока трудно.

План раскрыт в общих чертах, его эффективность и последствия, на наш взгляд, будут зависеть от множества деталей, которые еще не ясны.

На данный момент известно, что немедленно для использования будут доступны средства в объеме US$250 млрд. сроком до 31 декабря 2009 года с возможностью продления этого срока решением Конгресса еще на один год. Предоставление остальных средств, видимо, будет одобряться отдельным решением. Предполагается, что выкуп "плохих" активов у финансовых институтов будет осуществляться в ходе аукционов, где активы будут выкупаться у того, кто предложит более низкую цену.

Также, видимо, правительство США получит право выкупать доли в капитале у банков, которые будут участвовать в программе и ограничивать выплаты топ-менеджерам.

На наш взгляд, неясностей в плане несколько, и первый неясный момент - цена выкупа активов, от которой, на наш взгляд, будет зависеть эффективность плана.

Напомним, на данный момент, основной проблемой американских /и европейских/ банков, пострадавших от кризиса, является отнюдь не ликвидность, а потеря капитала.

Аукционы TAF, TSLF, своп-соглашения с иностранными ЦБ и т.д. довольно успешно закачивают в систему колоссальные объемы ликвидности, которые позволяют банкам оставаться на плаву, несмотря на фактически не функционирующий межбанковский рынок. Тем не менее, сами по себе меры по поддержке ликвидности, как оказалось, не позволяют вывести рынок из кризиса /иначе бы кризис уже закончился/. И это вполне логично. В настоящее время мировые банки уже списали в убытки более US$550 млрд., и продолжают терять капитал из-за негативной переоценки "токсичных" активов. Потеря капитала заставляет банки снижать кредитную активность /бьет по экономическому росту/, и, кроме того, подрывает доверие банков друг к другу на межбанковском рынке. Причем здесь цена выкупа?

От цены выкупа будет зависеть – продолжат ли банки нести убытки и терять капитал, или же процесс удастся остановить. Иначе говоря, если Казначейство США будет выкупать "плохие" долги по цене 5-10 центов за доллар, все мероприятие потеряет всякий смысл, так как банки продолжат нести убытки и терять капитал, что сулит дальнейшее углубление кризиса. План обретает смысл только в том случае, если Казначейство США будет выкупать активы по ценам дороже текущих рыночных и "вешать" убытки на "налогоплательщиков". В таком исполнении план Полсона не только поддержит ликвидность, но и, что более важно, будет способствовать рекапитализациии банковской системы. Однако насколько приемлемо такое решение с политической точки зрения?

Другим неясным моментом является сам объем программы. Как пишут некоторые американские комментаторы, US$700 млрд. – это не максимальный объем "плохих" активов, которые ведомству Полсона можно купить – это, скорее некий лимит на разовый объем вложения Казначейства в такие активы. Иначе говоря, Минфин США вполне может выкупить у банков их активы на US$700 млрд., затем перепродать их на рынке /вероятно, с убытком/, и снова начать выкупать "плохие" активы. Таким образом, Казначейство США вполне может выступать в виде некой "прачечной", непрерывно отстирывающей активы банковской системы. Надо ли говорить о том, что все это опять-таки будет иметь смысл только если активы будут покупаться по ценам выше рыночных, а оплачивать "аттракцион" будут отнюдь не мифические "налогоплательщики", а покупатели US Treasuries.

Остается открытым вопрос относительно нежелательных последствий плана Полсона. Наиболее очевидные из них – давление на кривую Treasuries и курс доллара, которое может резко вырасти, когда "прачечная" заработает на полную мощность. Другим последствием может стать новый виток роста цен на Commodities, когда инвесторы разочаруются в долларе и Treasuries. Кроме того, не следует забывать, что о том, что триллионный дефицит бюджета и денежная эмиссия, его покрывающая, может иметь серьезные инфляционные последствия. И это только часть возможных последствий, которые мы можем предвидеть сейчас. А, наверняка есть и то, чего предвидеть сейчас мы не можем.

Банковские коллапсы не дали рынкам порадоваться

К сожалению, возможный позитивный эффект от одобрения плана Полсона на финансовые рынки сегодня будет компенсирован очередной порцией негативных новостей из банковского сектора. За выходные стало известно о фактическом коллапсе европейской банковской группы FORTIS и о национализации британского ипотечного кредитора B&B /не путать Bradford & Bingley с Bed & Breakfast/. Азиатские фондовые индексы в минусе, таким же, вероятно, будет и открытие европейской торговой сессии. Прогнозировать возвращение оптимизма на долговые рынки ЕМ также трудно ".

www.prime-tass.ru

Комментирование закрыто.