ФИНАНСИСТ

новости и обзоры финансовых рынков и экономики

Нужны ли РЖД дорогие рублевые бонды? - Павел Пикулев и Алексей Демкин, ИБ “Траст”

27 июня, 2008

"Ориентиры по доходности нового 20-миллиардного рублевого выпуска облигаций РЖД /YTM 8.47-8.94%/, размещение которого запланировано на 9 июля, вызвали на рынке даже больший резонанс, чем мы могли предположить, публикуя в среду наш специальный обзор "Первый эшелон: революцию считать свершенной!". За прошедшие пару дней доходность "старых" бумаг первого эшелона успела подрасти на 30-50 бп, причем, насколько нам известно, котировки падают практически без сделок. Бидов нет, меняются лишь индикативные котировки в "стаканах". Более того, бумаги первого эшелона практически невозможно найти в РЕПО, а следовательно, нельзя даже открыть "шорт", чтобы хоть как-то защититься от этого роста доходности. Для большинства инвесторов ситуация на рынке – хуже не придумаешь.

У эмитентов жизнь тоже не сахар. Насколько мы знаем, робкие попытки Москомзайма "прайсить" выпуск Москва-50, размещаемый на аукционе второго июля, на близких к текущим уровнях или чуть выше, инвесторы встречают вежливым недоумением, но никак не энтузиазмом. Что будет с размещениями и бумагами второго-третьего эшелонов – сейчас вообще представить сложно. И все это новые ориентиры по РЖД. Хотелось бы еще раз повторить мысль, которую мы озвучивали в нашей "Революции". РЖД в данной ситуации не является первоисточником проблемы, "прайсинг" нового бонда в данном случае лишь завершает революцию в первом эшелоне, которая подспудно вызревала уже давно. Тем не менее, все равно трудно отделаться от мысли, что если бы не РЖД, возможно, рынок бы еще долго пребывал в спокойном состоянии, или же процесс "репрайсинга" происходил бы мягче. В этой связи невольно задумываешься, а так ли уж нужны РЖД эти рублевые облигации объемом RUR80 млрд. в совокупности?

По этому поводу есть два соображения.

СООБРАЖЕНИЕ ПЕРВОЕ: РЫНОЧНОЕ

Зачем РЖД занимает на местном рынке? Не проще ли /для всех/ будет, если компания выйдет на рынок внешнего долга?

RUR80 млрд. – это большая сумма для внутреннего рынка, но для рынка внешнего долга /US$3.4 млрд./ – величина вполне приемлемая. Для сравнения: ВТБ с середины мая разместил евробондов на большую сумму /около US$3.57 млрд./, хотя, конечно же, это не есть позитивный пример, если смотреть с точки зрения инвестора. Это при том, что бумаг ВТБ на рынке внешнего долга и без того было полно, а евробондов РЖД нет вообще.

Кроме того, немаловажно, что РЖД – это не нефть, не газ, не банки, а весьма редкий, а потому популярный инфраструктурный риск. Для сравнения: Казахстанские Железные Дороги сроком на 3 года в долларах сейчас котируются на уровне 7.70-7.80%. При этом рейтинги КЖД /A3/BB+/BBB/ несколько ниже рейтингов РЖД /А3/ВВВ+/ВВВ+/, а общее отношение инвесторов к риску Казахстана после кредитного кризиса все еще в целом негативное, в то время как к российскому долгу такого не наблюдается.

На наш взгляд, даже в нынешней, вновь ухудшившейся ситуации РЖД смогли бы без малейших проблем занять нужную сумму на внешнем рынке. Напомним, Газпром и ВТБ успешно выпускали евробонды даже в разгар ипотечного кризиса. При этом ставка в долларах для РЖД, если ориентироваться на текущие кривые, вряд ли превысила бы 6.50-6.75% сроком на три года, и была бы в районе 7% сроком на 5 лет. Так зачем с огромными проблемами занимать под 9% на рублевом рынке?

Если смущают валютные риски, то их можно захеджировать чуть дороже или чуть дешевле, в зависимости от того, своповать валюту сразу на весь срок обращения выпуска или же серией коротких сделок. Кроме того, вполне можно взять на себя и некоторую часть валютного риска. Все-таки шансы, что доллар продолжит падение против евро и рубля на горизонте год-два все еще достаточно велики.

Если же беспокоиться об избыточной зависимости российских корпораций от внешних займов, то РЖД находится далеко не в первых рядах компаний и банков, чрезмерно занимающих на Западе. Повторимся, у РЖД до сих пор нет ни единого выпуска евробондов, и компанию не упрекнешь в излишней активности на этом рынке.

СООБРАЖЕНИЕ ВТОРОЕ: ЭКОНОМИЯ

Преимущества выпуска рублевых облигаций по сравнению с другими источниками финансирования инвестиционной программы /кредиты/ тоже не очевидны.

Напомним, что инвестиционная программа компании до 2010 г. составляет до RUR1.3 трлн. Много это или мало? На наш взгляд, в этом объеме, если сравнивать с другими монополиями, нет ничего удивительного – так, инвестиционная программа Газпрома только на этот год запланирована на уровне RUR810 млрд., суммарные инвестиции ГидроОГК и ФСК ЕЭС до 2012 г. – составляют RUR1.4 трлн.

Хорошая новость - только около четверти вложений /RUR325 млрд./ РЖД планируется финансировать за счет заимствований. В частности, в 2008 г. планируется занять RUR128.9 млрд. в 2009 г. – RUR121.1 млрд., в 2010 г. – RUR75.4 млрд., т.е. пик заимствований должен прийтись на текущий год. В течение последних нескольких лет программа заимствования РЖД сопоставима с программой Газпрома /RUR90 млрд./, причем существенный объем приходится на внешний долг.

В 2006 г. процентные ставки по кредитам РЖД находились в достаточно широком диапазоне 5.3-8.3% /5.5-7.5% в 2005 г./, средняя процентная ставка оценивается нами на уровне 6%. Маржа по трехлетнему и пятилетнему синдицированным кредитам объемом по US$300 млн., которые были привлечены в 2006 г., составляла 75 бп и 90 бп соответственно. Данные за 2007 год еще не доступны, однако едва ли средняя ставка по кредитам выше показателя за предыдущие годы более чем на 1 п.п.

Основные финансовые показатели РЖД

МСФО, руб млрд 2004 2005 2006 2007о 2008п 2009п 2010п
Выручка 652 749 878 1.000 1.135 1.360 1.561
EBITDA 151 203 258 290 252 304 319
Чистая прибыль 77 91 140 20 24 38 60
Совокупный долг 110 99 116 132 261 382 457
Показатели
EBITDA margin % 23.16 27.1 29.38 29 22.21 22.36 20.41
EBITDA/проценты /х/ 57 39 37 31 12 10 9
Долг/EBITDA /x/ 0.73 0.49 0.45 0.46 1.03 1.26 1.44
Чистый долг/EBITDA /х/ 0.66 0.42 0.38 0 0 0 0
Долг/Собственный капитал /х/ 0.14 0.09 0.09 0.11 0.2 0.29 0.33

Такой большой объем инвестиционной программы не приведет к значительному росту долговой нагрузки компании: по нашим оценкам, показатель "Долг/EBITDA", при самых консервативных предположениях, не должен превысить 1.5х. Удорожание кредита на один процентный пункт также не приведет к значительному ухудшению показателя покрытия процентных платежей. Кроме того, не станет следствием заметный рост затрат на обслуживание долга в масштабах монополии.

Выполнение же основной части программы заимствований через внутренний долговой рынок может изменить ситуацию в худшую сторону. Если разместить все запланированные облигационные выпуски, то средняя стоимость привлеченных ресурсов, с учетом нынешних ориентиров по новой бумаге и того факта, что 9 июля размещается только первый из запланированных выпусков, легко может перешагнуть 8.50-9.00%. Такая щедрая позиция, на наш взгляд, за три года может обернуться дополнительными затратами в сумме от нескольких миллиардов до нескольких десятков миллиардов рублей".

www.prime-tass.ru

Комментирование закрыто.