ФИНАНСИСТ

новости и обзоры финансовых рынков и экономики

Живем в ожидании конца Европейского лета разбитых надежд, - Стин Якобсен, Saxo Bank

14 мая, 2012


Живем в ожидании конца Европейского лета разбитых надежд, - Стин Якобсен, Saxo Bank

"Мы стоим на пороге трудных времен для европейской политики, особенно учитывая тот факт, что европейцы очень склонны придерживаться правила на все случаи жизни: тянуть время и надеяться на чудо. Количество рисков очень велико, а значит возрастают и остаточные, и системные риски, что, в свою очередь, может привести к антирисковым настроениям на макроэкономическом фронте. Чтобы представить себе, что ждет нас в ближайшие несколько месяцев, важно понимать, на какой стадии политического кризиса мы находимся. У кризиса мы наблюдаем три стадии.

Отрицание

Стадия отрицания: это не наши проблемы, или "это касается только Греции" (помните утверждения о том, что никто, в том числе и Греция никогда не покинет ЕС?) На этой стадии никто не признает растущего кризиса и не хочет признавать свою вовлеченность: проблемы всегда только у соседей. Европа уже давно миновала эту стадию.

Протест

Вторая стадия – это протест: когда игнорировать кризис больше нельзя, начинаются поиски козла отпущения. На данной стадии легкой (и самой подходящей) мишенью становятся политики – в конце концов, они стоят во главе наших государств. Это приводит к голосованиям в знак протеста, когда избиратели стремятся сместить любого, кто стоял у руля, даже если новый лидер не обещает ничего другого, или же, в худшем случае, наивно уверяет, что вернет вчерашний день.

На прошлой неделе несколько стран Европы показали нам, что они против консолидации, против Меркель и против ЕС в целом (помимо нашумевших выборов в Греции и Франции также прошли региональные выборы в Германии и Италии). Эти выборы демонстрируют развитие общей тенденции, которую мы уже видели в Испании, Дании, Финляндии и Великобритании.

Европейские избиратели расстроены, и это плохо, но ни один лидер не выступил в защиту реструктуризации и реформ – а это еще хуже. Просто они знают, что не найдут поддержки среди избирателей! Такова современная Европа: все расстроены, но никто не хочет думать о реальных изменениях и реформах, необходимых для того, чтобы поставить экономику на рельсы. Иными словами, у нас те политики, которых мы заслуживаем!

Требование перемен

И, наконец, третья стадия – требование перемен. До нее мы еще не добрались. Как только мы осознаем, что пустили к власти кучку оппортунистов вместо решительных лидеров, по Европе покатится новая волна, которая сметет старый строй и подготовит почву для формирования нового. Последний раз такой прецедент возник лет тридцать назад: в период правления Маргарет Тэтчер в Великобритании; она встала во главе совершенно разбитой страны, которая считалась "слабым звеном Европы", и ей хватило духу провести приватизацию и реформы, направленные на либерализацию.

В течение следующего полугода-года нас ждет осознание того, что с начала кризиса в 2008 году мы так и не изменили свои привычки, и что нам нужны резкие, пусть и болезненные перемены, потому что только так мы сможем снова вернуться к экономическому росту.

Где мы, и куда мы движемся

Итак, опираясь на стадии кризиса, можно с уверенностью сказать, что мы сейчас в самом разгаре второй стадии протеста. Попытки внедрить фискальную консолидацию обозначили неуклюжую стадию отрицания, которая и привела к нынешней стадии протеста: больше никаких сокращений, мы хотим роста! Возможно люди, в том числе и политики, просто не понимают, что рост – это результат, а не политика, как верно отметил Джеффри Закс (Jeffrey Sachs).

Европа не может разработать политику роста, но ничто не мешает ей провести радикальные реформы, которые, в конечном счете, приведут к росту (если, конечно, у стран есть такие полномочия!). Эти реформы должны включать необходимые экономические преобразования (в основном, повышение пенсионного возраста, реформы рынка труда) в сочетании с фискальными каникулами для списания долгов и внешней либо внутренней девальвацией евро для повышения конкурентоспособности там, где это необходимо. Однако на текущей стадии кризиса ничего такого не произойдет, поскольку сейчас Европа предпочитает продолжать делать хорошую мину при плохой игре и тянуть время, что выражается в форме протеста.

Сейчас экономическая ситуация в Европе кажется безнадежной, но я не склонен к пессимизму в долгосрочной перспективе, поскольку рано или поздно реформы все-таки начнутся, вопрос в том, когда это произойдет. Пока же микроэкономика проявляет устойчивость и готовность к росту, как только мы признаем и устраним свои ошибки в макроэкономике. Такое уже случалось раньше, произойдет и на этот раз, несмотря на дирижизм и кейнсианскую политику.

Политическая повестка и политический климат

В Европе сейчас крайне напряженная политическая ситуация. Германия, сама того не желая, стала лидером в регионе. Мало того, что любые решения должны быть одобрены Меркель, так еще и все основные посты в Европе заняты немцами: главы Европейского инвестиционного банка и фонда помощи EFSF – немцы, новый глава Еврогруппы тоже родом из Германии.

Я вовсе не против того, чтобы немцы управляли европейскими финансами, но когда одна нация занимает слишком много ключевых постов, страдает плюрализм и неизбежно расцветает буйным цветом желание искать виноватых. Европейский Союз должен демонстрировать сотрудничество 27 независимых государств, вместо этого мы видим немцев, слишком много немцев и засилье Германии. Вот в чем причина недовольства немецким стремлением к дисциплине.

Греция

Меня сейчас больше всего беспокоит череда событий в Греции. Не далее как 10 или 17 июня состоятся повторные выборы. Скорее всего, крупнейшей партией станет Syriza, получив, таким образом, дополнительные 50 мест в парламенте. Таким образом, сформируется либо правительство меньшинства с общей политической поддержкой, либо откровенное левое правительство (если коммунисты изменят тактику). Плохо! Они все хотят прекратить выплату долгов и простить всех, кому должны.

Кроме того, Греции нужно сократить расходы еще на 11,5 млрд. евро до конца июня, чтобы выполнить требования Тройки – если она не сможет этого сделать, очередной транш финансовой помощи окажется под вопросом. Три к одному, что Греция выйдет из Еврозоны быстрее, чем мы думаем. Когда? В конце июля или в начале августа.

Франция – когда рынок назовет Олланда президентом?

Во Франции не все так просто, поскольку первой задачей для Олланда станет назначение нового главы Еврогруппы, на место Юнкера, который уходит в отставку в июне. Пока фаворитом считается министр финансов Германии Шаубле (Schauble). Примет ли Олланд эту кандидатуру?

После этого ему будет пора искать способы для прекращения принципа "непроведения реформ" на парламентских выборах 10 и 17 июня. Судя по всему, он получил поддержку не только у левых, но и у центристов во главе с Байру. Я думаю, что Олланд сумеет выполнить часть своих традиционно "левых" обещаний, что пойдет во вред не только Франции, но и всему ЕС. Франции во что бы то ни стало нужно провести реформу рынка труда, усилить приватизацию, усилить динамику развития малого и среднего бизнеса, увеличить пенсионный возраст.

И, наконец, Олланд должен пообещать работать над изменением европейского фискального договора, который еще не был ратифицирован: очевидно, потребуется дополнительная парламентская сессия со 2 июля по 4 августа, чтобы начать нападки на главных врагов – банки; кроме того, он, вероятно, отменит повышение НДС, которое должно вступить в силу в октябре. Надо сказать, что это непростая повестка дня, особенно, для человека без эффективных управленческих навыков.

Италия – скоро выборы?

Полагаю, что они состоятся этим летом. Временный премьер министр Марио Монти оказался под обстрелом критиков. Даже партия PDL, которая поддерживает его коалицию, требует внесения изменений в европейский фискальный договор. Может быть, они уловили тенденцию?

Германия - платить или не платить?

Наконец, в Германии есть Бундестаг, который должен ратифицировать механизм помощи ESM; в отличие от EFSF, он построен не на схеме страхования, а должен быть обеспечен реальными деньгами. Обсуждение этого вопроса запланировано на последнюю неделю июня. После выборов во Франции и поближе ко времени, когда будет ясно, выполнила ли Греция требования Тройки.

Пока спасение Европы обходилось Германии довольно дешево, но теперь цена превращается в теоретически бесконечное обязательство: настоящий Европейский фискальный союз. Согласие Германии на полномасштабный фискальный союз кажется единственно возможным решением, способным выиграть еще немного времени для ЕС.

Европа – лето разбитых надежд?

В последнее время появляются доводы в пользу "Соглашения о росте", направленные против консолидации и фискального договора, при этом никто не упоминает, где брать деньги на реализацию упомянутого соглашения, если, конечно, не разрешить ЕЦБ печатать деньги. В Испании на повестке дня спасение проблемных банков.

Совершенно очевидно, что политики напуганы, избиратели хотят показательных казней, все боятся говорить о реформах и реальных изменениях. В этой ситуации нас ждет лишь эскалация кризиса и новые падения, как в политике, так и в экономике – возможно, когда-нибудь, мы назовем это летом разбитых надежд. Звучит трагично, но ситуация может стать настолько невыносимой, что, в конечном счете, послужит стимулом для реальных перемен. В Великобритании реформы Тэтчер начались почти сразу после "Зимы разбитых надежд" 1978-79. Может, мы начнем искать способы изменить Европу, как только она падет? Остается только надеяться.

Инвестиционный климат ближайших месяцев

Главной особенностью приближающихся месяцев станут антирисковые настроения и неопределенность. В этом контексте будут падать акции европейских компаний, в особенности "не немецких", поскольку инвесторы будут опасаться долгосрочной валютной девальвации. Доллар должен чувствовать себя неплохо, поскольку он всегда растет в условиях отказа от риска. Прогноз по евро остается негативным, хотя некоторые события уже учтены рынком; просто ЕЦБ сложнее печатать деньги, чем, скажем, ФРС или Банку Японии".

www.1prime.ru

Комментирование закрыто.