ФИНАНСИСТ

новости и обзоры финансовых рынков и экономики

Стоит ли ждать новых налоговых льгот? – Вячеслав Буньков, компания “АТОН”

3 июля, 2008

"После речи Владимира Путина в Госдуме 8 мая прошло уже почти 2 месяца. За это время акции нефтяных компаний успели продемонстрировать стремительное ралли, а затем перечеркнуть этот рост. В данном обзоре мы проанализировали, что было уже сделано в ходе налогового реформирования, что еще может быть сделано, кто получит наибольшие выгоды, как на это будут реагировать акции нефтяных компаний, и как в связи с этим изменятся наши предпочтения в секторе.

Все изменения в налоговом законодательстве для нефтяников, которые правительство намерено осуществить в ближайшее время, были указаны в бюджетном послании президента Дмитрия Медведева. Можно выделить 4 основных момента, касающихся налоговых льгот /дословно/:

1. "…необходимо повысить размер необлагаемого минимума при расчете налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти"

2. "…необходимо внести в законодательство изменения, направленные на предоставление налоговых каникул при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также на новых месторождениях, где добыча нефти связана с повышенными затратами в силу неразвитости инфраструктуры в соответствующих районах".

3. "…необходимо дифференцировать ставки акциза на моторное топливо, имея в виду установление более низкой ставки на более качественное и экологически безопасное моторное топливо".

4. "Изменения в ставках таможенных пошлин должны быть ориентированы на стимулирование технологической модернизации российской экономики, расширение производства продукции высокой степени передела, включая глубокую переработку углеводородного сырья".

Из данных четырех пунктов Госдума уже рассмотрела первые три, однако ни слова до сих пор не было сказано о ставках таможенных пошлин, которые, к слову, являются главным бременем для российских нефтяных компаний. При этом стоит заметить, что и нефтяники, и сами представители власти заявляют, что текущих мер хватит только для поддержания добычи на этом уровне, но не для ее роста. Среди предложений по дополнительным льготам даже прозвучало мнение, что следует увеличить необлагаемую базу по НДПИ не до $15, а до $24 /Вагит Алекперов; интервью газете "Коммерсант" от 25.06.2008/. Но мы полагаем, что следующей мерой налогового стимулирования станет изменение таможенных пошлин. Причем изменение коснется в первую очередь пошлин на нефтепродукты, поскольку это может более эффективно стимулировать развитие нефтепереработки, чем дифференциация акцизов. При росте ставок акцизов на топливо низкого качества, нефтепереработчики могут ощутимо пострадать, поскольку именно топлива низких стандартов в настоящий момент производится в России больше всего. Учитывая, что им и без того сейчас необходимы значительные финансовые средства для проведения модернизации, дополнительная налоговая нагрузка придется очень некстати. И в этом вопросе государство пошло навстречу переработчикам, отложив принятие поправок по дифференциации акцизов до 2011 года.

По словам премьер-министра Владимира Путина /выступление в Госдуме 8 мая/, "все законодательные инициативы в сфере налогообложения будут внесены Правительством в ходе текущей и осенней сессии Государственной Думы". Эти слова позволяют нам ожидать, что новости о дополнительных налоговых льготах появятся уже в ближайшие месяцы.

Далее мы подробнее рассмотрим эффект от каждой из льгот для российских нефтяных компаний.

1. Снижение необлагаемой базы по НДПИ

Мы ранее писали об эффекте, который нефтяники смогут ощутить при увеличении необлагаемой базы по НДПИ до $15.

Добыча, млн тонн Экономия, в $ млн
Россия 490.8 4 728
Роснефть 103.0 992
Лукойл 91.1 877
Сургутнефтегаз 64.5 621
TNK-BP 72.0 694
Газпром нефть 32.7 315
Татнефть 25.7 248

2. Налоговые каникулы

Налоговые каникулы по НДПИ призваны стимулировать добычу на труднодоступных месторождениях. Льготы получат компании, осуществляющие добычу полезных ископаемых севернее Северного полярного круга, на континентальном шельфе, на Азовском и Каспийском морях, а также на Ямале и в Ямало-Ненецком АО. Главными бенефициарами от данных льгот станут:

- "Роснефть" /компании отойдут стратегические шельфовые месторождения/;

- "Лукойл" /одним из главных источников роста добычи компания называет месторождения на севере Тимано-Печоры/;

- "Газпром нефть" /значительная экономия средств получится при разработке месторождений Ямала/.

Пока точно рассчитать объемы сэкономленных средств от налоговых каникул представляется затруднительным. Эти объемы будут зависеть от мировых цен на нефть. В таблице ниже представлены расчеты, сколько экономят компании с барреля добытой нефти при различных ценах на нефть за счет налоговых каникул.

Цена на нефть, $/bbl Экономия с 1 барреля добычи, $ Экономия с 1 млн тонн добычи, $ млн
100 18.7 136.5
105 19.8 144.5
110 20.9 152.5
120 23.1 168.6
130 25.3 184.6
135,3* 26.5 193.1
140 27.5 200.7
145 28.6 208.7
150 29.7 216.7

Налоговые каникулы будут дифференцированы по времени действия. Так, месторождения, расположенные выше Северного полярного круга и на континентальном шельфе, освобождаются от НДПИ, если накопленный объем добычи не достиг 35 млн тонн, а срок разработки не превышает 10 лет. Аналогичные льготы будут доступны для месторождений в Азовском и Каспийском морях, если накопленный объем добычи равен 10 млн тонн, а участок разрабатывается не более 7 лет. В Ямало-Ненецком АО на преференции компании могут претендовать, если накопленный объем добычи не достиг 15 млн тонн, а срок разработки участка составляет менее 7 лет.

3. Дифференциация акцизов

Сразу стоит сказать, что принятие данной меры было отложено до 2011 года. Правительство планировало дифференцировать акцизы в зависимости от качества бензина. В настоящий момент в России действуют ставки, зависящие от октанового числа бензин: Аи-80 – 2657 руб/тонна, Аи-92, 95, 98 – 3629 руб. Это нелогично с точки зрения стимулирования качества переработки. Поэтому было решено дифференцировать НДПИ в зависимости от категории качества. Планировалось ввести ставку 3170 руб для топлива, соответствующего стандарту Евро-4, Евро-5, и ставку 3900 для остальных категорий.

Перенос принятия поправок в Налоговый кодекс стал довольно неожиданным, поскольку о них говорил Дмитрий Медведев в бюджетном послании, и их уже успела одобрить Госдума в первом чтении. Однако Минэнерго убедило кабинет министров в том, что нефтеперерабатывающие заводы и потребители топлива пока не готовы к изменениям.

4. Экспортные пошлины

Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты пока остались нетронутыми правительством. Это несколько удивляет. Ведь, во-первых, о необходимости их реформирования говорили и президент, и премьер-министр, а во-вторых, изменение принципов исчисления пошлин может стать одним из наиболее эффективных мер стимулирования нефтепереработки в России.

Мы полагаем, что именно экспортные пошлины могут стать следующим объектом реформирования. Ведь как представители отрасли, так и представители власти сами заявляли, что существующих льгот недостаточно.

Мы считаем, что формула расчета экспортной пошлины довольно сильно устарела и в настоящий момент не соответствует конъюнктуре нефтяного рынка. В формуле есть необлагаемая пошлиной база, эквивалентная $25,4 за баррель. Ее увеличение всего на $3 приведет к высвобождению $3,5-5 млрд /расчеты "АТОНа"/, что эквивалентно эффекту от роста необлагаемой базы при расчете НДПИ. Ниже мы привели график, какую долю от выручки за экспорт нефти в среднем отдавали бы в виде пошлин российские компании при различных необлагаемых базах. Мы не приводим аналогичного графика по нефтепродуктам, поскольку их формула официально не раскрывается и определяется на основе пошлины на нефть и конъюнктуры на рынке.

Мы не исключаем, что изменения коснутся не самой базовой формулы экспортной пошлины, а способа исчисления пошлин на нефтепродукты. В настоящий момент размер пошлин на светлые и темные нефтепродукты определяется постановлениями правительства /без раскрытия механизма расчета/. Размер пошлины на светлые нефтепродукты исторически составлял 70-73% от размера пошлины за экспорт сырой нефти. Аналогичный показатель по темным нефтепродуктам составляет 38-40%. Учитывая, что одной из ключевых задач Минэкономразвития является стимулирование нефтепереработки в России, изменение принципов расчета пошлин на нефтепродукты видится более вероятным. Будут ли рассматриваться дополнительные льготы нефтяникам или нет, мы сможем узнать в ближайшие несколько месяцев.

Если пошлины на нефтепродукты снизятся, то наибольшие выгоды получат "Газпром нефть", "Лукойл", "ТНК-ВР" и "Роснефть", у которых показатель "экспорт нефтепродуктов/добыча" равен соответственно 35.5%, 27.6%, 20.7%, 17.9%.

В связи с проводимой реформой налогового законодательства мы хотели бы расставить свои приоритеты по акциям, которые на наш взгляд будут смотреться наиболее привлекательно. Мы не указываем в настоящий момент справедливых цен по акциям, поскольку они находятся на пересмотре с учетом роста цен на нефть и налоговых изменений. Таблица привлекательности акций нефтянки выглядит следующим образом:

1. Роснефть

2. Газпром нефть

3. Лукойл

4. Сургутнефтегаз

5. Татнефть

Мы сразу хотим отметить, что данный список не означает, что именно в таком порядке компании обладают наибольшим потенциалом. Просто в среднесрочной перспективе на фоне реформ именно так могут распределиться предпочтения инвесторов. Фундаментальные оценки компаний в настоящий момент находятся на пересмотре. Результаты пересмотра будут опубликованы уже в ближайшее время.

Хотелось бы отдельно сказать об акциях "Татнефти". Напомним, что ранее мы установили справедливую оценку по обыкновенным акциям на уровне 190 руб. С тех пор акции компании уже достигали этой отметки. Мы хотим заранее предупредить, что пересмотр справедливой оценки коснется эти акции в наименьшей степени, так как, во-первых, компания получит относительно меньше льгот, чем другие нефтяники, а во-вторых, у компании очень скромные планы по добыче нефти, в отличие от других нефтяников.

Обращаем ваше внимание на то, что мы не утверждаем, что акции "Татнефти" не имеют потенциала. Наоборот, перспективы у компании довольно хорошие, учитывая огромные запасы битумной нефти и подходящее к завершению строительство НПЗ в Нижнекамске. Просто мы считаем, что в текущих условиях акции других нефтяных компаний имеют более сильные драйверы роста и могут показать лучшую динамику.

"Сургутнефтегаз" также получит относительно меньшие льготы, однако акции компании сейчас довольно сильно недооценены. Эффект от налоговых льгот в совокупности с общей недооцененностью компании создает в акциях "Сургутнефтегаза" больший потенциал для роста, чем в акциях "Татнефти". Поэтому мы и поставили их в таком порядке".

www.prime-tass.ru


  публикации сходной тематики

    • None Found

Комментирование закрыто.