ФИНАНСИСТ

новости и обзоры финансовых рынков и экономики

Новые антикризисные меры правительства, - Владимир Брагин, ИБ “Траст”

21 ноября, 2008

"Вчера премьер-министр России Владимир Путин озвучил ряд дополнительных мер по поддержке экономики и финансового сектора. Предложения были довольно разносторонними, поэтому рассмотрим их по порядку.

  • Снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%, снижение налогов на "нефтянку", субсидирование процентных ставок, увеличение налоговых вычетов при приобретении жилья, повышение пособий по безработице, снижение налогов на малый бизнес и т.п.

В условиях кризиса подобные контрцикличные меры являются наиболее очевидными с точки зрения экономической теории, позволяя стимулировать производство и потребительский спрос. Впрочем, снижение налоговой нагрузки вряд ли быстро окажет существенное воздействие непосредственно на компании. В условиях, когда основной задачей является просто "выжить", оценка будущей прибыльности бизнеса отходит на второй план.

Мы считаем, что более существенный эффект от данных мер проявится через денежный рынок. Данные меры, согласно оценкам правительства, обойдутся бюджету в RUR556 млрд., а это означает существенное снижение давления бюджета на ликвидность. Кроме того, тот факт, что бюджет может оказаться дефицитным, и на его финансирование будут использованы средства резервного фонда, означает, что эффект бюджета на рублевую ликвидность будет положительным.

  • Поддержка "технических" размещений

Путин выступил за расширение практики технических размещений крупнейших российских компаний, причем ЦБ должен принимать такие облигации в качестве обеспечения при рефинансировании банков. Это должно создать новый канал поступления длинных денег в реальный сектор экономики.

Понятное дело, что такие размещения не способствуют повышению ликвидности рынка облигаций, а размещаемые бумаги не будут иметь рыночных котировок. Тем не менее, такая схема является более удобной, чем получение прямых банковских кредитов. Хотя бы потому, что впоследствии под ценные бумаги будет проще получить рефинансирование в ЦБ.

Апелляция к "нерыночности" размещений нам не кажется до конца оправданной, еще и потому, что разумных "рыночных" способов привлечь средства сейчас просто не существует. Кроме того, те компании, которые окажутся за пределами круга "избранных", в любом случае денег не получат, поэтому аргументы о неравном доступе к заемным средствам также не кажутся убедительными.

  • Отказ от поддержки отдельных банков, консолидация банковской системы

Собственно в этом направлении правительство уже действует. О чем, в частности, свидетельствует активизация Агентства по страхованию вкладов, которому были расширены полномочия и выделено RUR200 млрд. на санацию банковской системы. Что касается консолидации, то одной из мер может стать снятие требования обязательного выкупа облигаций при реорганизации.

  • Проведение аккуратной денежно-кредитной политики, недопущение резкой девальвации рубля

Честно говоря, этот тезис мы склонны рассматривать как добавленный, скорее, для "проформы". Будет резкая девальвация рубля или нет, больше всего зависит от аккуратности действий ЦБ и того, как быстро будут истощаться золотовалютные резервы. Если не стимулировать валютных спекулянтов, вряд ли в ближайшие полгода-год потребуется девальвация рубля в связи с истощением резервов.

Что же касается аккуратной денежно-кредитной политики, в частности продолжения борьбы с инфляцией, то, как нам кажется, сейчас не то время, чтобы об этом вообще думать. Стимулирование спроса и борьба с инфляцией – понятия не очень совместимые, кроме того, давление на цены со стороны стоимости сырья и продовольствия будет уменьшаться".

www.prime-tass.ru


  публикации сходной тематики

    • None Found

Комментирование закрыто.