ФИНАНСИСТ

новости и обзоры финансовых рынков и экономики

G20 – ждите ответа в следуюшей серии, – “Евгений Надоршин, ИБ “Траст”

17 ноября, 2008

"Встреча лидеров "Большой Двадцатки" в целом прошла так, как и ожидали многие участники рынка – ничего конкретного, а уже тем более революционного на встрече не просто не было принято, но даже не было публично озвучено. Безусловно, нельзя исключать, что за закрытыми дверями участники все-таки обсуждали более конкретные меры и интересные идеи, однако в итоговом коммюнике это отражения не нашло.

Итоговый документ содержит обширный список даже, скорее, не мер, а пожеланий и поручений различным инстанциям в рамках которого до 31 марта 2009 года уже и должны быть разработаны реальные меры.

Основные сферы внимания, затронутые в документе, следующие:

  • Повышение прозрачности финансовых рынков. Требования этого пункта в основном касаются отчетности различных организаций и разработки стандартов и рекомендаций на международном уровне.
  • Улучшение качества регулирования, в частности, пруденциальный контроль и управление рисками.

Применительно к качеству регулирования пожелания участников в основном свелись к тому, чтобы знать, кто из них и как именно регулирует свои экономики и какие меры предпринимает. Относительно пруденциального контроля пожелания в значительной степени касались ужесточения рамок деятельности рейтинговых агентств, увеличения ликвидности и прозрачности рынка CDS, а также иных производных инструментов, и контроля над требованиями к капиталу и ликвидности банков. В части управления рисками документ содержит пожелание к Базельскому комитету изучить потребность в разработке новых моделей тестирования на устойчивость к стрессам, а также набор указаний соответствующим регуляторам стран.

  • Повышение согласованности финансовых рынков. Этот пункт в основном содержит пожелания региональным властям улучшить механизмы контроля экономической деятельности в своей стране и проявлять больше готовности к сотрудничеству с властями других стран. В частности, активнее сотрудничать с международными организациями.
  • Укрепление международного сотрудничества. В данном пункте содержатся пожелания властям разных стран унифицировать практики регулирования и активнее сотрудничать друг с другом.
  • Реформирование международных финансовых организаций. Данный пункт прямо или косвенно, но в основном касается активности МВФ и Мирового Банка. В принципах их работы внесение радикальных изменений не планируется, но деятельность свою они будут расширять, а влияние развивающихся стран на их деятельность предполагается увеличить.

Кроме перечня мер по направлениям, документ содержит еще набор общих принципов, на которых сошлись участники. Помимо договоренности встретиться еще раз до 30 апреля 2009 года с целью рассмотреть ход реализации принятых мер, есть и иные довольно любопытные планы. В частности, в предстоящие 12 месяцев лидеры стран обязались "воздерживаться от создания новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами, введения новых ограничений на экспорт или использования мер стимулирования экспорта, несовместимых с правилами Всемирной торговой организации /ВТО/". Это достаточно непростой шаг для тех стран, кто уже пытается активнее стимулировать свой экспорт или сдержать рост импорта ради собственного роста, если конечно они будут исполнять этот пункт договоренности скрупулезно.

Признаться, для России, например, обязательство воздерживаться от создания новых барьеров для торговли товарами может оказаться сложно выполнить, поскольку в плане антикризисных мер, недавно принятых Правительством, пересмотр импортных пошлин значился одним из пунктов. Более того, в повышении пошлин мы видели определенную альтернативу девальвации национальной валюты. В случае если пошлины в ближайшие 12 месяцев меняться не будут, обесценение рубля в 2009 году /а именно с 2009 года мы не исключали роста импортных пошлин/ может оказаться значительнее, чем мы прогнозировали ранее /3-5% к бивалютной корзине/.

Однако от проблем России стоит вернуться к общим результатам документа.

В целом большая часть пунктов документа не содержит ничего нового, а некоторые шаги /вроде изменения стандартов бухучета/ должны были быть предприняты еще чуть ли не год назад, когда в начале ипотечного кризиса США обнаружились проблемы с регулированием кредитных организаций развитых стран. Если пытаться разглядеть в коммюнике что-то новое, то оно оставляет в основном неприятный осадок – список предложений представляется нам всего лишь реставрацией текущей модели финансового рынка с сохранением всех ее недостатков – как на уровне работы, так и на уровне регулирования. Включенные в итоговый список предложения никак не гарантируют, что ситуация, подобная ипотечному кризису США, с которого все и началось, в будущем не повторится по тем же причинам, что и ранее. Более того, бороться с точно таким же кризисом придется, как и сейчас, в пожарном порядке – те слабые намеки на улучшение, что отражены в документе, легко могут оказаться нереализованными.

Однако многие участники рынка /в том числе и мы/ откровений от встречи "Большой Двадцатки" не ждали. Поэтому сильному расстройству от итогового документа на рынках быть не с чего. Более того, несмотря на то, что ничего революционного на заседании G20 не произошло, все-таки нельзя сказать, чтобы оно прошло впустую.

Первый, и самый главный результат, на наш взгляд – наглядная демонстрация компромисса между политическими лидерами стран участникам рынка. Пожалуй, это одни из самых важных итогов – компромисс открывает серьезное пространство для улучшения текущей ситуации – те, у кого ресурсы все еще остаются, будут готовы поддержать страны, испытывающее серьезные проблемы. Это резко снижает риски суверенных дефолтов и обещает меньшее количество негативных и большее количество позитивных новостей будущем.

Второй, пусть и спорный, но вполне оставляющий немало пространства для оптимизма итог – меры. Да, ничего нового или конкретного лидеры не предложили, однако надо понимать, что встречались политики, а не экономисты, а поскольку экономисты сейчас готового рецепта борьбы с кризисом /да еще такого, который бы подходил всем 20 участникам/ пока предложить не могут, то и у политиков конкретных мер не нашлось. При этом итоговое коммюнике содержит вполне обширный список пожеланий и указаний, а также сроки /в части из них/, к которым лидерам "Двадцатки" хотелось бы видеть какие-то решения. Соответствующие поручения в итоговом документе содержатся для экономических министерств, международных институтов и даже независимых экспертов. Меры затрагивают многие сферы, где к настоящему моменту обнаружились сложности, и если нынешние предложения получат развитие в виде конкретных и решительных шагов, то не исключено, что часть "дыр" удастся залатать.

В результате анализ итогового коммюнике и высказываний участников встречи оставил у нас умеренный оптимизм. Мы полагаем, что участники рынка вполне могут отреагировать на это событие позитивно, поскольку перспективы мировой экономики сейчас кажутся более приятными".

www.prime-tass.ru


  публикации сходной тематики

    • None Found

Комментирование закрыто.