ФИНАНСИСТ

новости и обзоры финансовых рынков и экономики

Фантастические полномочия Полсона, хватит ли решимости ими воспользоваться? – Павел Пикулев, ИБ “Траст”

7 октября, 2008

"Вчерашний день мы потратили на изучение одобренного накануне "Плана Полсона", или иначе Emergency Economic Stabilization Act 2008.

Общее впечатление – неудивительно, что Конгресс отказывался принять этот план сразу. Документ по сути представляет собой чек на US$700 млрд., которые Ведомство Полсона может потратить по своему усмотрению. План не содержит никаких конкретных указаний относительно того, как, в какой форме, по каким ценам и какие активы будут выкупаться. Вся нормативная база будет вырабатываться по ходу, а деятельность Казначейства /Минфина/ США по сути ограничивается лишь общими указаниями "заботиться о благе налогоплательщиков". В то же время именно отсутствие конкретных /и очень важных!/ деталей стало причиной того, что обвал на финансовых рынках продолжился. Понять эффективность плана можно будет только тогда, когда он заработает.

Итак, вот основные моменты принятого документа:

  • Участники программы – любые финансовые институты, осуществляющие операции на территории США, кроме иностранных ЦБ и агентств правительств иных государств.
  • Лимиты программы: US$250 млрд. – сразу, US$100 млрд. – с дополнительного одобрения Президента США, US$350 – с дополнительного одобрения Конгресса. Указанные суммы – не лимит выделенных средств, а ограничение на максимальный объем портфеля выкупленных активов в любой момент времени. Иначе говоря, Казначейство может выкупить US$700 млрд. активов, продать их, затем выкупить еще и так далее.
  • Для целей Акта лимит на госдолг США увеличен до US$11.350 трлн.
  • Активы, которые попадают под действие программы, – любые ипотечные кредиты /не только Sub-prime/, выданные до 14.03.08, и все финансовые инструменты с ними связанные. Также иные активы по согласованию с Главой ФРС и профильными комитетами Конгресса.
  • Условия выкупа определяет Казначейство.
  • Документ, регламентирующий существенные детали выкупа /механизм выкупа, методы ценообразования и оценки активов, критерии определения что есть "плохие" активы/, должен быть опубликован не позднее, чем через два дня после первой покупки или не позднее, чем через 45 дней после вступления акта в силу
  • Покупка активов может производиться как в форме аукционов, так и напрямую.
  • Казначейство должно позаботиться, чтобы финансовые институты не могли незаконно обогащаться за счет действия акта. Для этого запрещается выкупать у продавцов активы по более высоким, чем они сами их приобрели, ценам.
  • Гарантия. По просьбе финансового института за определенную премию Казначейство США может прогарантировать выплату номинала и процентов по "плохому" активу. Условия гарантии устанавливаются Минфином. Размер премии определяется необходимостью сформировать достаточный объем резервов для покрытия гарантий /видимо, привяжется к ожидаемому объему неплатежей/. Таким образом, видимо, предполагается поднять стоимость неплохого актива до более адекватного уровня, так как рынок сейчас оценивает любой ипотечный актив, даже хороший, несправедливо дешево.
  • Общий лимит Казначейства на выкуп активов уменьшается на сумму выданных гарантий за минусом созданных на это резервов.
  • Если Казначейство покупает актив у какого-то финансового института, взамен оно потребует, чтобы этот институт принял на себя обязательства, ограничивающие компенсации пяти своим самым высокооплачиваемым топ-менеджерам.
  • В обмен на выкуп активов Казначейство приобретает варранты на неголосующие акции финансового института, чтобы в дальнейшем "налогоплательщики" могли заработать на росте стоимости его акций.
  • SEC получает право приостановить действие нормативных актов, обязывающих учитывать различные категории активов по рыночной стоимости /mark-to-market/.

Резюме: Одобренный конгрессом документ теоретически позволяет Казначейству США выкупать любые активы по любым ценам у любых финансовых институтов, имеющих операции в США /кроме иностранных ЦБ/ как через аукционы, так и напрямую. Кроме того, важным моментом является то, что финансовым институтам могут разрешить не переоценивать свои портфели по рыночной стоимости.

Эффективность под вопросом. На наш взгляд, одобренный документ может с равной степенью вероятности стать как прорывом в борьбе с нынешним кризисом, так и абсолютно бесполезным инструментом. Все зависит от решимости Полсона воспользоваться его возможностями по максимуму.

Чтобы план подействовал, он должен быть направлен не на подпитку банковской системы ликвидностью, а на рекапитализацию банков. Для этого Полсон должен иметь решимость покупать активы по ценам выше рыночных и смело "вешать" убытки на "налогоплательщиков", обещая конгрессменам, что эти потери в будущем компенсирует рост стоимости акций, участвующих в программе финансовых институтов. Кроме того, в случае, если первоначального объема программы не хватит для выкупа всего необходимого объема "плохих" активов, Полсон должен продавать выкупленное ранее, фиксируя убытки, тем самым, высвобождая лимит для новых покупок. Таким образом, будет осуществляться "отстирывание "плохих" активов.

План не будет эффективным, если активы будут покупаться по рыночным ценам, то есть по цене около 10 центов за доллар. В этом случае банки продолжат терять капитал, и доверие на межбанковском рынке так и не восстановится.

Отказ от рыночной переоценки, на наш взгляд, является лишь косметической мерой, маскирующей убытки, и может служить лишь вспомогательным инструменто.

Итог: эффективность плана мы сможем оценить, только когда он заработает. То есть в течение двух рабочих дней, после совершения первой покупки Казначейством. Это в лучшем случае".

www.prime-tass.ru

Комментирование закрыто.