ФИНАНСИСТ

новости и обзоры финансовых рынков и экономики

Бюджет 201032012: реалистичность планов правительства вызывает вопросы, - Евгений Гавриленков и Антон Струченевский, ИК “Тройка диалог”

31 июля, 2009

"Вчера правительство одобрило макроэкономические параметры бюджета 2010– 2012 годов. Правительство реалистично оценивает уровень цен на нефть, $55–57 за баррель Юралз, в 2010–2012 годах. Доходы бюджета будут расти очень постепенно, теми же темпами, что и ВВП в номинальном выражении, тогда как расходы планируется удерживать приблизительно на текущих уровнях /9,7 трлн. руб. в год/. Как видно из графика, в этом случае в 2010 году бюджет будет исполнен со значительным дефицитом – в 7,5% от ВВП, в 2012 он снизится до 3%.


Мы считаем, что подобная бюджетная политика ведет в тупик и не будет реализована. При таких планах правительства средств резервного фонда хватит до конца 2010 года. При этом в 2010–2012 годах государство планирует привлекать ежегодно от $17 млрд. до $20 млрд. Планируется также привлекать внутренние займы и начать использовать средства Фонда национального благосостояния.

В сложившихся условиях будет очень непросто привлекать ежегодно почти $20 млрд. заемного финансирования на международном рынке. По крайней мере, это может привести к существенному повышению доходности суверенных еврооблигаций, что ограничит возможности заимствования для частного сектора. Теоретически возможно увеличение активности на рынке внутреннего долга, но это приведет к вытеснению частных заемщиков. При таком сценарии перспективы возобновления экономического роста выглядят менее реальными.

При этом дефицит бюджета в 2010 году представляется главной угрозой макроэкономической стабильности. Как мы уже отмечали, российская экономика отличается низким уровнем монетизации: отношение М2 / ВВП равно всего 31%. Если дефицит бюджета составит 7,5% от ВВП /как следует из одобренных правительством макроэкономических параметров на 2010 год/, это означает предполагаемое увеличение рублевой ликвидности приблизительно на 25% от нынешнего объема М2. Это основная угроза макроэкономической стабильности, т. к. подобные вливания могут дестабилизировать ситуацию на валютном рынке и подстегнуть инфляцию. К тому же, в отличие от текущего года, ЦБ не сможет стерилизовать избыточную ликвидность за счет сокращения объемов кредитования банковской системы.

При этом наиболее разумным выходом по-прежнему представляется сокращение расходов или их снижение в денежном выражении по сравнению с заложенным в бюджете уровнем, что позволит сбалансировать бюджет. Конечно, есть и другой вариант – подстегивать инфляцию и, соответственно, добиться увеличения доходов бюджета, однако это не поможет стимулировать рост экономики и может лишь создать угрозу социальной стабильности. Мы считаем, что так или иначе в итоге правительство будет вынуждено выбрать первый вариант".

www.prime-tass.ru


  публикации сходной тематики

    • None Found

Комментирование закрыто.